Диверсификация экономики – распределение активов по разным направлениям для снижения рисков или внедрение компании в другие отрасли. Кроме того, этот термин означает значительное увеличение видов и наименований продукции и услуг. Диверсификация на предприятиях совершается путём увеличения собственной производственной мощности или покупкой уже работающих фирм. Цель этого процесса – расширение и рост производства, независимость от единственного рынка сбыта и сезонных колебаний цен.
Понятие и суть диверсификации
Что такое диверсификация нужно знать не только бизнесменам, но и тем, кто только хочет начать свой бизнес. Диверсификация экономики – это стратегия, направленная на распределение единственного направления развития на несколько направлений. Этим достигается разносторонний профиль субъекта или фирмы.
Диверсификация помогает бизнесу стать мобильным и устойчивым как к внешним, так и к внутренним угрозам, что делает субъект жизнеспособным в экономике. Простыми словами, диверсификация является противоположностью специализации. Диверсификация расширяет определённые аспекты производства: рынок сбыта, ассортимент продукции, активы и прочее. А специализация имеет узкое направление развития.
Многообразие диверсификации экономики определяется сложностью взаимоотношений между субъектами. Чаще всего при этом процессе производятся следующие действия:
- расширяется ассортимент товаров, разнообразие выпускаемых изделий, ряд предлагаемых услуг,
- расширяются сферы деятельности (чаще всего не связанные с основной). Например, увеличение количества специальностей в ВУЗе или развитие на аграрном предприятии объекта торговли, пункта ремонтного сервиса и точки общественного питания,
- размещаются активы в различные объекты инвестирования,
- распределяются источники финансирования,
- обеспечивается сбалансированность и развитие инфраструктуры рынка,
- субъект входит в смежные области, поглощая уже действующие в этой сфере предприятия.
Основные типы
Диверсификация экономики по характеристикам новых направлений деятельности бывает:
- Связанная увеличение разнообразия на новом направлении деятельности, имеющего отношение к действующему направлению. В этом случае используются достигнутые преимущества. Для развития бизнеса это большой плюс: увеличение прибыли при минимуме рисков.
- Несвязанная – внедрение компании в новую сферу деятельности, которая полностью отличается от существующей. При этом применяются новые технологии и особый маркетинг. В результате компания станет многоотраслевой, а её составные части могут быть функционально не связаны.
По привлечению к процессу распределения других компаний различают внутреннюю и внешнюю диверсификацию экономики:
- Внутренняя самостоятельный запуск компанией новых производственных линий и формирование нового профиля деятельности с сохранением действующих сегментов.
- Внешняя – привлечение организаций со стороны, приобретение небольших предприятий, работающих в смежных областях, и создание на их основе своих подразделений.
Существует несколько направлений диверсификации:
Направление | Действия |
---|---|
Банковская | Производится реструктуризация капитала – перераспределение средств между банковским учреждением и клиентами |
Инвестиционная | Пересмотр инвестиций и общей политики фирмы. Компания инвестирует средства в новых направлениях и находит новые источники дохода. Источников дохода должно быть несколько: в случае убытков в одном источнике, будет прибыль в других |
Производственная | Расширение и развитие новых типов и способов производства: покупка оборудования, наём новых сотрудников, увеличение ассортимента выпускаемой продукции и т.д. |
Диверсификация бизнеса | Компания осваивает рынок сбыта или новые отрасли деятельности для стабилизации ситуации и увеличения прибыли |
Сельскохозяйственная | Расширение направлений деятельности в животноводстве и растениеводстве: разведение новых пород скота, выращивание новых видов сельскохозяйственных культур и пр. |
Конгломератная | Расширение перечня услуг, которые оказывает одна организация |
Рисковая | Распределение инвестиций в различные экономические объекты, поиск дополнительных путей и инструментов для заработка. Создаётся новая политика в направлениях деятельности, покупаются облигации, устраняется зависимость от мировых цен (импортозамещение) |
Процесс распределения лучше всего демонстрирует горизонтальная диверсификация экономики, которая предполагает развитие и поддержку бизнеса, не связанные с существующей деятельностью и производственной мощностью. Создаются инновационные производственные факторы, выпускаются принципиально новые изделия или предоставляются новые услуги.
Горизонтальная диверсификация
Горизонтальной диверсификацией называется создание специфического направления деятельности, не связанного с существующим. Это стратегия, направленная на усиление позиций предприятия и расширение видов выпускаемой продукции. Основной целью является усиление рыночных позиций компании и введение новых программ, которые раньше не существовали.
Задачами горизонтальной диверсификации считаются:
- увеличение направлений деятельности компании,
- расширение возможностей менеджмента,
- уменьшение рисков путём разнообразия предложения.
Для того, чтобы компания полноценно работала, необходимо придерживаться концепции развития, которая представляет собой ряд стратегических действий по расширению производства, минимизацию рисков и улучшение основных экономических показателей (ликвидность, рентабельность и т.д.). Грамотно выбранная стратегия поможет любому предприятию добиться желаемых результатов.
Диверсификация экономики государства
Диверсифицированная экономика на государственном уровне предполагает разработку системы управления, обеспечивающую стабильность, устойчивость и развитие, а именно:
- Распределение рисков при инвестициях в евробонды других государств.
- Планирование налоговых поступлений.
- Формирование структуры резервов золота и валюты и другие направления.
Диверсифицировать экономику целесообразно в тех странах, экономика которых зависит от продажи природных ресурсов и экспорта полезных ископаемых. Если считать, что диверсификация это полная реорганизация действующей экономики на более эффективные направления, то некоторые государства достигли в этой области значительных результатов. Это такие страны как Индонезия, Чили, Малайзия и так далее. Зарубежный опыт стран, которые долгое время зависели от продажи ресурсов, а затем стали развивать другие экономические отрасли, немногочисленный, но очень интересный и примечательный.
Для определения уровня диверсификации в экономике применяется индекс диверсификации. Наиболее популярным методом для оценки доминирования в экономике отдельных секторов является индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Первый и основной аргумент диверсификации экономики – долгосрочная перспектива. Усложнение отраслевой структуры, развитие туристического сектора и сферы услуг даст стимул:
- расширению частной предпринимательской деятельности,
- развитию связей между отраслями,
- увеличению темпов экономического роста,
- создаст условия для увеличения торговли на международном рынке.
В государствах с большими сырьевыми возможностями, рост населения превышает скорость добычи природных ресурсов. Это приводит к снижению доходов и уровня жизни населения, что создаёт угрозу стабильности в стране. Кроме этого, в добывающих отраслях экономики не хватает достаточного количества рабочих мест, что приводит к кризисам и безработице. Страны-экспортёры всегда зависят от цен на мировом рынке. Внезапные изменения в ценовой политике могут привести к неприятным последствиям для экономической ситуации в стране.
Диверсификация экономики России
Диверсификация жизненно необходима для экономической системы России, в которой преобладают военно-промышленный и топливно-энергетический секторы. При этом имеется недоразвитость аграрного и туристического сектора, производства товаров широкого потребления, сферы услуг. Большинство всех производимых товаров не предназначено для народного потребления.
В России наблюдается инфляционная неустойчивость из-за дисбаланса развития разных областей экономики. Высокая инфляция вызывает большие процентные ставки при кредитовании. Ипотека и прочие виды кредитования малодоступны широким слоям населения. Действующая структура хозяйствования во всех регионах – мощный тормоз в развитии страны.
В условиях международных санкций против РФ и дефиците бюджетных средств, правительству нужно расставить приоритеты в области импортозамещения, а также по развитию отраслей и предприятий, которые ориентированы на сохранение экономической и финансовой независимости страны.
По статистике, за последние годы благодаря мерам по диверсификации экономики РФ улучшаются показатели несырьевого экспорта, а общая доля в бюджет от экспорта нефти и газа снижается.
Диверсификация бизнеса
Каждый бизнесмен активно ищет новые направления, обеспечивающие развитие и расширение компании. Чтобы компания могла пережить кризис, необходимо развивать несколько направлений. Для минимизации рисков и наибольшей отдачи бизнеса диверсификации подвергается не только производственный фактор. На уровне компаний первое место занимают качество продукции и своевременность решений менеджмента, которые распределяют:
- Инвестированный (доверенный) капитал.
- Стоимость выпускаемой продукции или заготовленный товар.
- Центры управления и контроля.
- Производственные мощности.
Диверсифицированность бизнеса предполагает стратегию в обозначении целей, привлечении ресурсов и принятии рисков. Процесс условно подразделяется на два главных направления: производственное и инвестиционное. Эти направления могут помочь компании свести риски к минимуму и предотвратить банкротство. Чаще компании выбирают производственную диверсификацию. Достоинства этого направления:
- способствует выживанию предприятия в течение долгого времени,
- большие возможности расширения рынка сбыта и ассортимента выпускаемой продукции,
- обеспечивает финансовые синергии (крупным компаниям занимать деньги дешевле и легче, чем мелким),
- эффективно применяются избытки ресурсов.
Перед проведением диверсификации необходимо учитывать её слабые стороны. Для значительного развития компании понадобятся крупные масштабы. Чтобы эффективно управлять большим производством, нужно иметь сотрудников, обладающих достаточным опытом. Помимо этого, требуются крупные инвестиции и определённый период времени на реализацию проекта.
Преимущества и недостатки диверсификации:
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Достигается гибкость бизнеса | Ограничения от риска потери денег сдерживают рост доходов и прибыли |
Сохраняются конкурентные позиции | Поиск специалистов в новых сферах деятельности |
Нейтрализуются риски однопрофильной деятельности | Увеличение расходов на процесс распределения |
Получается максимальный результат в условиях неопределённости ведения дел |
К плюсам диверсификации экономики относится независимость от единственного экономического сектора. При возникновении проблем на одном рынке не будет угрозы упадка всей экономики государства. Минусом считается необходимость учитывать тонкие различия обслуживания разных рынков и производства различной продукции.