Перспективы, которыми обладает технология блокчейн, изучают организации в различных сферах – от финансов и банковского дела до закупок, розничной торговли и здравоохранения. Но общим фактором всех исследований является отсутствие понимания даже основной сути блочной цепочки и того, что она представляет собой на самом деле.
Прежде чем компании смогут по-настоящему изучить возможности корпоративных приложений на основе blockchain, они должны знать, где мифы о блокчейне, а где реальность. Ниже представлены три из них, которые встречаются чаще всего.
Миф 1: Блокчейн защищен от вмешательства извне
Компании, создающие проекты на базе блочной технологии, и многие ее сторонники часто говорят о неизменности данных в цепочке, называя это одной из ключевых особенностей blockchain.
Однако технически невозможно гарантировать полную неизменность. На самом деле данные могут быть изменены после записи. Это чрезмерно дорого и, следовательно, экономически непривлекательно, но все же возможно. Для некоторых приложений в будущем может потребоваться возможность внесения изменений, в том числе в результате ошибок, мошенничества и ряда других факторов.
Миф 2: Blockchain обеспечивает постоянную прозрачность
Основной привлекательностью технологии blockchain является ее прозрачность, но это не всегда уместно или законно в виду необходимости соблюдения конфиденциальности и защиты данных, которые действуют практически во всех странах мира.
Решающие проблемы безопасности, такие как потенциальное раскрытие физического адреса покупателей ценных товаров через интернет с использованием криптовалюты, всегда будут перевешивать стремление людей к прозрачности.
Компании должны понимать, каким может быть развитие блокчейна в рамках их проектов и систем, соблюдая при этом законы о конфиденциальности частной информации. А в случае с розничной торговлей следует принимать во внимание коммерческую тайну и антимонопольные соображения. Вот почему компании могут потенциально разрабатывать свои платформы только на основе блокчейна, а не на чистой его архитектуре.
Миф 3: Код — это закон, как и смарт-контракты
Системы на основе блокчейна привлекательны, поскольку обеспечивают децентрализованную и безопасную обработку транзакций и событий. Однако существует общее предположение, что «код является законом» в рамках таких платформам.
Концепция «умных» самостоятельных контрактов заключается в том, что они позволяют исключить необходимость в посредниках. Например, автоматический возврат средств клиенту может осуществляться в случае не оказания услуги по тем или иным причинам. Однако эти коды не являются законами. Смарт-контракты это просто бизнес-правила, закодированные в формате программного обеспечения. Они хороши настолько, насколько хороши создавшие их программисты.
Компаниям следует помнить, что код не закон, и что интеллектуальные контракты не являются юридически обязательными без отдельных договорных соглашений.
Для понимания особенностей и возможностей блочной технологии руководители IT-компаний должны сначала задаться вопросом, будет ли это экономически эффективным и практичным. Чтобы выяснить, насколько реально внедрение блокчейна в конкретную бизнес-модель, они должны иметь четкое представление о том, на что эта технология способна, а что ей не под силу.