Как технология блокчейн может вытеснить социальную сеть Facebook

Независимо от того, считаете ли вы Facebook гигантом в своей сфере, отличным местом для поиска старых школьных приятелей или пустой тратой времени, это всего лишь часть длительной эволюции интернета. И его период рано или поздно пройдет. Но как может вытесниться посредством блокчейн социальная сеть? Давайте попробуем разобраться.

После появления всемирной паутины иметь собственный сайт стало очень популярно. Этой возможностью воспользовался Марк Цукерберг, разработавший сайт, который был способен собрать воедино весь мир, и назвал его Facebook.

Как технология блокчейн может вытеснить социальную сеть Facebook

В 2016 году состоялись президентские выборы в США, сопровождаемые слухами о якобы имевших место манипуляциях с информацией на Facebook. А в начале марта 2018 года Цукерберг в течение десятичасового выступления перед Конгрессом пытался объяснить, насколько надежно доверять центральной базе данных свою персональную информацию.

Ранее Цукерберг неоднократно заявлял Конгрессу, что только пользователь имеет контроль своих личных данных, хотя последние новости ставят под сомнение его слова.

Facebook, возможно, еще не достиг свое финишной точки, но она рано или поздно наступит. Пока, конечно, еще слишком рано представителям венчурного капитала вкладывать средства в развитие стартапов, которые могут стать перспективой альтернативы Facebook. Однако активная работа в этом направлении уже ведется.

По словам профессора Калифорнийского университета и одного из изобретателей интернета Леонард Кляйнрок, впереди человечество ждет «начало большой волны интереса к чему-то, что не имеет центральной власти, где все участвуют в системе, которой никто не владеет».

В настоящее время он работает в компании Sunday Group над проектом, в котором пользователи смогут формировать группы, основанные на общих интересах, и вознаграждать друг друга за отзывы и мнения. Его основа частично базируется на блокчейне, технологии, лежащей в основе криптовалюты Биткоин. Blockchain обладает качествами, в которых так остро нуждаются современные соцсети. Он децентрализован, и ни одна из сторон-участниц не владеет базой данных. При этом каждый пользователь может контролировать свои собственные цифровые активы, включая персональную информацию.

В мире блочной цепочки любая компания, желающая заработать деньги или найти новых клиентов путем демонстрации рекламы на основе личной информации пользователей, не может делать это так, как это делает Facebook. Она обязана формально вести диалог с каждым индивидом для получения выгоды. Это то, что часто называют «системой по выбору».

Такой ресурс должен иметь аналогичный «сетевой эффект», что и Facebook. Роберт Меткалф, один из изобретателей сетевых технологий Ethernet, сначала предложил идею, что стоимость сети увеличивается на параметр, эквивалентный квадрату числа участвующих сторон. Эта теория получила название Закон Меткалфа.

Недавние исследования показали, что blockchain обладает сетевыми эффектами, которые согласуются с Законом Меткалфа. Чем больше людей используют его, тем большую популярность он приобретает.

Но есть и проблемы. Ажиотаж вокруг блокчейна в основном базируется на спекулятивных действиях с Биткоином и другими криптовалютами, которые могут закончить, как пресловутая тюльпаномания. В отличие от интернета, блочная цепочка сложнее в использовании. Для нее потребуются компьютеры с дорогостоящими видеокартами Nvidia (NVDA) или Advanced Micro Devices (AMD).

Помимо этого, любая информация, помещенная в блокчейн, остается там навсегда. В отличие от соцсети, где можно легко удалить, например, свои фотографии, с блокчейном такое не получится.

Как отметил, Тим ​​ОРейли, легендарный технический наблюдатель и генеральный директор OReilly Media, «теоретически, блокчейн может использоваться для создания социальной сети, но на практике, вероятнее всего, нет».

В качестве примера он привел программное обеспечение с открытым исходным кодом, такое как Linux, которое не смогло свергнуть Microsoft (MSFT), будучи достойной заменой. Любая замена социальной сети может потребовать революционного пользовательского интерфейса, такого как виртуальная реальность. Вот почему Цукерберг купил стартап VR Oculus, которое рассматривает как средство защиты от потенциальных изменений в будущем.

Клейнрок утверждает, что его работа над системами репутации может предложить нечто новое в социальной сфере. Он пояснил необходимость создания таких соцсетей, где пользователи имели бы стимул в виде денежного вознаграждения за размещение качественного контента. Внедрение такого подхода позволит положить конец фейковым новостям.

Он отметил, что нынешнее поколение «привыкло взаимодействовать с ресурсами без централизованного контроля» и выступает именно за такой подход.

ОРейли, в свою очередь, считает, что говорит о незаменимости Facebook нельзя, но все же уверен в маловероятности этого события до тех пор, пока на горизонте не объявится очередной масштабный проект с совершенно новым пользовательским интерфейсом.

Но интернет — хищная экосистема. Он «заглатывает» успешные идеи, воссоздает их в новой форме и свергает старый порядок. Могут потребоваться годы, но когда это происходит, то основной причиной таких изменений является «ахиллесова пята старой гвардии», склонность к превышению ее границ и падение доверия со стороны общества.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-журнал о финансах, биткоине и криптовалюте, новости о инвестициях, блокчейне и технологиях